Вышестоящие организации

Версия для слабовидящих

Нажмите для получения инструкции

  • Последнее обновление на сайте: 11.06.2025, 14:49:06

ФГОС

Что такое ФГОС дошкольного образования?

fgosУважаемые родители!

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) 

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться по ссылке: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

- Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2.5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. А чем с ними заниматься?

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Федеральные стандарты и требования

 

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 

Профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт педагога — характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). 

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

- при приеме на работу для определения квалификации работника;

- при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

- при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

- при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

- при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Организация работы по применению профессиональных стандартов

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46, ч. 1,2 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012)

Для государственных и муниципальных школ и садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.

Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584)

Сайт профессионального союза работников народного образования и науки РФ.

Законодательные и нормативные акты, регламентирующие применение профессиональных стандартов

Приказ Минтруда России от 18.10.2019 № 544н(с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Письмо Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере общего образования) РФ от 10.08.2015 № 08-1240«О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организации, реализующих программы дошкольного и общего образования»

Письмо Минобрнауки (департамент государственной политики в сфере общего образования) РФ от 03.03.2015 № 08-241 «О переносе срока применения Профстандарта педагога»

Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Комментарии к постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584

Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»

Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2016 № 09-1086 «О единых подходах к подбору и назначении кадров в образовательных организациях»

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификации независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

Дополнительная информация о разработке и применении профессиональных стандартов

Сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты»


Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт педагога-психолога
Профессиональный стандарт инструктор-методист

Применение профессиональных стандартов. Презентация Министерства труда и социальной защиты РФ

ФГОС НОО

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202107050028

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286"
(Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202208170032

ФГОС ООО

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202107050027

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287"
(Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202208170012

ФГОС СОО

Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480) – из банка данных правовых документов

https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202209120008

Общие

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования"
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402220008

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования"
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402220046

ФГОС ОВЗ

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» – из банка данных правовых документов

https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/

ОБЩИЕ ОВЗ

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
(Зарегистрирован 06.02.2023 № 72264)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202302060059

ФГОС ДО

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – из банка данных правовых документов

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155"
(Зарегистрирован 13.02.2019 № 53776)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201902140015

ОБЩИЕ ОВЗ

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
(Зарегистрирован 06.02.2023 № 72264)

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202302060059

шаблоны детских сайтов.